Развивающая программа для обучающихся 1-го класса с ЗПР «Сказочная мозаика» (из опыта реализации программы).
Титова Елена Анатольевна (автор)
ID 328-23551, 21.12.2017 11:12:17
Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!
Краткое описание
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития. Программа для обучающихся 1 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие развитие нарушений и социальную адаптацию. Поэтому основным направлением деятельности, как педагога-психолога по начальному звену стала развитие и профилактика трудностей адаптации у первоклассников.
Цель деятельности по данному направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку с ЗПР успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач: 1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с ЗПР с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии. 2. Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников с ЗПР в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. 3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с обучающимися с ЗПР, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. В программу работы по адаптации обучающихся с ЗПР к школе входят: • консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей с ЗПР в наиболее острый период первичной адаптации; • консультирование и просвещение родителей; • проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников с ЗПР; • проведение развивающей работы с обучающимися с ЗПР; • проведение деловой игры с педагогами, в которой проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей; Цель программы: преодоление трудностей у обучающихся с ЗПР в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении. Задачи: 1. Развитие у обучающихся с ЗПР познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе. 2. Развитие у обучающихся с ЗПР социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. 3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» обучающихся с ЗПР, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности. Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка с ЗПР может привести к устойчивому позитивному изменению. Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 10 – 15 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов), в группу включаются обучающиеся с ЗПР. Программа включает в себя 33 занятия. Частота групповых встреч – 1 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-40 минут, в зависимости от состояния обучающихся с ЗПР, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Динамика развития обучающихся с ЗПР отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей обучающихся с ЗПР, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях. Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать обучающихся с ЗПР, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние, обучающихся с ЗПР уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей с ЗПР, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что обучающиеся с ЗПР сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу. Методы и формы работы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, игры. Занятия проводятся в течение учебного года в три взаимосвязанных этапа: 1. Аналитико-диагностический (входящая диагностика готовности к обучению, анализ возможных причин дезадаптации и типичных трудностей в обучении) 2. Развивающий (реализация программы) 3. Повторный диагностический (диагностика адаптации к обучению, анализ причин дезадаптации) По окончанию реализации программы у обучающихся с ЗПР должны сформироваться: 1. Устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность. 2. Эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество. 3. Умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу. Повыситься: 1. Уровень развития произвольной сферы. 2. Уровень речевой и познавательной активности. После завершения работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется: - наблюдение за обучающимися с ЗПР на уроках и переменах; - анкетирование педагогов; - отзывы педагогов о проводимых занятиях; После реализации программы, работа педагога в классе должна быть построена и в дальнейшем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, с учетом поддержания и дальнейшего развития у них познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения первоклассников с ЗПР для облегчения процесса адаптации в начальной школе и наиболее успешного обучения. Оценка результатов осуществляется через мониторинг – на основе анализа документов, проведения психологической диагностики. Занятия проводятся в 1-х классах с обучающимися с ЗПР с 2014-2017гг.. Отмечена положительная динамика развития обучающихся с ЗПР на занятиях: • Повысился уровень адаптированности обучающихся с ЗПР на конец обучения в 1-ом классе - на 70%. • Наблюдается положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий – 80%; В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися с ЗПР всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися с ЗПР предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В качестве диагностического инструментария в начале и в конце занятий использовались методики: 1. Исследование сформированности познавательных и регулятивных учебных действий проводилось при помощи прогрессивных матриц Дж. Равена, зрительно - моторного гештальт тест Л. Бендер, Тест Тулуз-Пьерона. Данные тесты дают представление о том, умеют ли дети мыслить самостоятельно, выявляют степень волевой регуляции, свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), а также об уровне развития пространственных представлений. Распределение степеней интеллекта по ОУ, (кол-во/%) Класс 1 степень - очень высокий 2 степень - высокий 3 степень - средний 4 степень - низкий 5 степень – очень низкий Входная психодиагностика 0 24% 38% 38% 0 Повторная психодиагностика 3% 30% 47% 20% 0
Общие показатели скорости и точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, кол-во/% Оценка скорости
Входная психодиагностика 1 ур-очень низкая 2 ур- низкая 3 ур- средняя 4 ур- высокая 5 ур- очень высокая 47% 29% 24% 0 0 Оценка точности 33% 0 10% 19% 38% Повторная психодиагностика Оценка скорости 5% 10% 67% 18% Оценка точности 7% 0 25% 22% 46%
Зрительно-моторный гештальт тест БЕНДЕР Класс Хороший результат Норма Плохой результат
Входная психодиагностика 5% 52% 43% Повторная психодиагностика 35% 55% 10%
2. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина), направлена на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Общие показатели уровня развития мотивации, тест «Беседа о школе», кол-во/% "Беседа о школе" Входная психодиагностика
Повторная психодиагностика Итого по выборке уровень мотивации
0 уровень 19% 0 1 уровень 5% 0 2 уровень 52% 59% 3 уровень 24% 41%
3. Коммуникативный компонент исследовался при помощи методики «Рукавички» (Г. А. Цукерман), направленной на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Класс Сформированность действий в процессе сотрудничества низк сред выс Входная психодиагностика 30% 40% 30% Повторная психодиагностика 0 65% 35% Сформированность коммуникативных УУД Завыш. само-оценка Норма Заниж. само- оценка Осознание своего сходства с другими Осоз-нание своей уникаль-ности Склон-ность к эгоцентризму Входная психодиаг- ностика 77% 13% 10% 65% 35% 94% Повторная психодиаг-ностика 32% 60% 8% 79% 21% 45% 4. Методика самооценки «Дерево» (Дж. и Д. Лампен, модификация Л. П. Пономаренко), направлена на развитие Я-концепции и самооценки личности.
Определение эмоционального уровня самооценки
Наблюдается положительная динамика школьной мотивации. При проведении повторной психодиагностики не выявлены обучающиеся с ЗПР с низкой мотивацией. Эмоциональное благополучие - у 72% обучающихся с ЗПР (улучшение эмоционального фона на 27% обучающихся). Благоприятные тенденции в развитии личности, позитивная самооценка у 60% обучающихся с ЗПР. Обучение навыкам коллективной самоорганизации (повышение уровня коммуникации у 30% обучающихся ЗПР). Эта программа на протяжении трех лет показывает положительную динамику по направлению работы – всестороннее развитие личности ребенка с ЗПР: 1. Развитие познавательного компонента УУД (мышление, память, внимание, восприятие). 2. Развитие личностного компонента УУД (самооценка, я-концепция, самосознание, эмоциональный интеллект). 3. Развитие регулятивного компонента УУД (саморегуляция, произвольность, самостоятельность). 4. Развитие коммуникативного компонента УУД (навыки эффективного общения со сверстниками). Список литературы: 1. Анисимова Н. П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. – М.: Первое сентября, 2004. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.,1997. 4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, ЦТ Сфера, 1998. 5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, ЦТ Сфера, 1998. 6. Сказка о тебе и о других / под ред. А.А. Михеевой. – М. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2005. 7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. 8. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М. Просвещение, 1990.
материал к публик. Титова Е.А.
Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!