Формирование умений смыслового чтения в рамках кружка "Клуб любителей чтения"
Наумова Ольга Петровна (участник)
ID 985-26223, 22.12.2017 03:10:43
Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!
Краткое описание
Формирование умений смыслового чтения в рамках кружка «Клуб любителей чтения» Слайд 2 Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Дэни Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. В наши дни люди, не выходя из дома, могут узнать всё, что их интересует, не роясь в кипах бумаг. Но у этой «медали» есть и обратная сторона: многие разучились читать. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Слайд 3 Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Слайд 4 Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее из: • осмысления цели чтения (для чего?), • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), • умения определять основную и второстепенную информацию. • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Любая работа должна начинаться с анализа. Свою работу по формированию смыслового чтения я начала с оценки показателя «осознанность чтения» у обучающихся своего класса. Слайд 5. Для этого я воспользовалась методикой «Тест Л.А. Ясюковой». Обучающимся для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова, отсутствие которых, позволяет понять смысл текста. Оценка уровня осознанности чтения определяется количеством баллов, полученных за каждое правильно подобранное слово. Данная методика не имеет верхних возрастных границ и используется со второго класса до выпуска из школы. Слайд 6 Данные, полученные в результате проведения «Теста Л.А. Ясюковой», заставили меня задуматься о необходимости целенаправленной работы по формированию навыка смыслового чтения. Анализируя успехи своих учеников, я решила заняться проблемой формирования смыслового чтения более плотно. Сейчас я работаю над программой внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения», целью которой является создание условий для формирования навыка смыслового чтения. Если у обучающихся будет сформирован навык смыслового чтения, мы получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности. Ученики будут относиться к тексту не как к формальному источнику информации, они будут любить читать, любить процесс работы с текстом. Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся. Данная программа направлена на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первую и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ; содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. В своей работе я использую следующую систему приёмов: 1. Слайд 7-8 Все ученики ведут «Читательский дневник», где отражается круг детского чтения. Записывают автора и название произведения, отражают тему и главную мысль произведения, выполняют модель обложки . 2. «Чтение до первой ошибки»: один ученик читает, все остальные внимательно следят, слыша ошибку, хлопают в ладоши, продолжает читать другой ученик. 3. «Чтение в кружок»: один ученик читает, остальные внимательно слушают с закрытыми книгами, после чего задают вопросы по содержанию текста читавшему ученику. 4. Слайд 9-10. Ассоциативный куст - Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. 5. Слайд 11. Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения. 6. Слайд 12. Ромашка Блума . Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, Слайд 13 на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Классификация вопросов: Слайд 14. Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопрос
Формирование умений смыслового чтения в рамках кружка "Клуб любителей чтения"
Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!